
История Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 24 города Тореза» начинается после освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков. Искалеченная страна остро нуждалась в угле. На восстановление и открытие новых шахт в наш поселок Рассыпное приехали комсомольцы со всего Советского Союза. Мирная жизнь кипела ключом: строилось жилье, создавались семьи, рождались дети. Родители были заняты на производстве, а ребятне необходимо было получать образование. По воспоминаниям Фроловой М.Н. 25 августа 1945 года по улице Омская, 29 на месте ветеринарной больницы открыли начальную школу, где обучалось 60 учеников. Теплоту и щедрость души отдавали детям всего два учителя: Славгородская Мария Ивановна и Фролова Милинтина Никандровна. Однако в Книге приказов за 1951 год есть приказ от 21.12.1951 г. № 34 об увольнении школьного библиотекаря Бибиковой Р.Р., работавшей с 16 марта 1944 года, следовательно, школа начала работать гораздо раньше.
Только в 1946 году школа зарегистрирована как начальная школа № 36 Катыковского (ныне Шахтерского) района. Заведующей школы становиться Фролова Милинтина Никандровна. Растет и отстраивается поселок, увеличивается из года в год и число школьников. Работает уже 4 учителя, обучается 194 ученика в две смены.
В 1948 году Харьковское педагогическое училище направляет своих выпускников на Донбасс и три молодых специалиста приходят в школу поселка Рассыпное: Мизяк ( Немцева) Е.А., Бездробная ( Шилободина) Г.П. и Фролова (Склярова) Е.Н. Они проработали в школе больше 30 лет и ушли на заслуженный отдых. Заведующей школы становиться Склярова Евдокия Николаевна.
Из воспоминаний Скляровой Евдокии Николаевны:
"В 1948 году Харьковское педагогическое училище направляет свой выпуск на Донбасс. Катыковский район распределил всех учеников в сёла и поселки Катыковского района.
Так мы втроём и оказались в селе Рассыпное. Подвез нас к школе судья, который ехал в село Ровное. Школа стояла возле самой железной дороги, мимо школы ездили машины с углем к угольным складам. Уголь вручную грузили в вагоны. Паровозы гудят, машины сигналят. А школа рядом с колеями, ограждена низеньким заборчиком. Это одноэтажное здание с двумя маленькими коридорчиками. В каждом классе стояли длинные парты, за которыми сидели по 3 - 4 ученика. Библиотеки, методической литературы, наглядных пособий не было, журналы делали сами. В школе было 6 классов. Работало 4 учителя в две смены. Дети в школе учились с 1 по 4 классы. В 4 классе всегда проводились экзамены, на которых были ассистенты из Петропавловской школы. С 5 класса дети ходили учиться в село Петропавловка.
Трудно было работать учителем: света не было, вода только в колодце, магазинов не было, ходили за несколько километров за продуктами на шахту..."
8 августа 1950 года Рассыпнянская начальная школа реорганизована в семилетнюю школу № 36 Катыковского района Сталинской области. Директором назначают Фролова Александра Петровича.
Фролов Александр Петрович родился 8 апреля 1925 года в селе Щегловка города Макеевки. В 1932 году пошел в школу, но окончанию её помешала война. В 1943 году пошел на фронт добровольцем, а 15 апреля 1944 года в боях под Севастополем был тяжело ранен. После окончания войны работал учителем в школе № 8, а потом в селе Петропавловка. В 1948 году закончил Сталинский (Донецкий) учительский институт. В 1950 году вступил в ряды КПСС и был назначен директором школы села Рассыпное.
Из воспоминаний Скляровой Евдокии Николаевны:
Еще работая в Петропавловской школе, Фролов Александр Петрович стал добиваться открытия семилетней школы в поселке Рассыпное, потому что детям трудно было пешком ходить в другое село в дождь, снег, метель. И ему это удалось. В 1950 году открывается семилетняя школа, и директором становится Александр Петрович. Но здание школы очень маленькое, и решает директор его расширить. На строительстве работали все учителя. Но все еще классных комнат не хватало. Два класса обучались в помещении сельского совета. Потом их переселили в бараки. Так и учились: начальная школа - в бараках, а старшие классы - в старой школе..."
В 1953 году из стен родной семилетней школы вышли первые 58 выпускников, о чем свидетельствует запись в Книге регистрации выдачи свидетельств ученикам, которые окончили курс обучения. Примечательно, что ученики в классе были очень неравномерны по возрасту: от 1935 до 1941 года рождения. Всех, кому война помешала вовремя пойти в школу, посадили за школьные парты. Помимо обучения в школе учителя после работы ликвидировали безграмотность среди населения. В приказе от 01.09.1951 года № 31 говорится, что с 1 октября 1951 года назначены руководителем группы неграмотных Бездробная Г.П., а руководителем группы малограмотных – Москаленко П.А. Все остальные учителя должны обеспечить обучение всем, кто не может являться регулярно на занятия. Часто ученики, окончив 1-2 класса, уходили работать, так как нужно было помогать своим семьям. Есть приказы об отчислении из школы учеников 2-4 классов в связи с уходом на работу.
В 1958 году построили основное трехэтажное здание школы по улице Гончарова, 2. Кирпичная школа с просторными кабинетами стала радостью для всех обучающихся. Здание школы отапливалось углем, которым снабжали шахты ш/у «Волынское». Директор с семьей жил при школе в одном из кабинетов. Обустраивалась и пришкольная территория. Александр Петрович закупил саженцы плодовых деревьев для благоустройства поселка. На территории школы был разбит сад. Дети сами ухаживали за ним, поливали. На протяжении долгих лет, ученики разных поколений, на субботниках окапывали деревья, покрывали стволы известью, собирали сухую листву. Этот сад, уже совсем старый, до сих пор угощает новые поколения учеников замечательными плодами, взращенными с любовью. Впоследствии на территории школы была создана теплица, где выращивали цветы. Зимой в холод и стужу учебные кабинеты радовали глаз свежими цветами.
В 1962 году семилетняя школа в поселке стала средней школой № 24 города Чистяково, а в 1964 году - средней школой № 24 города Тореза.
В 1963 году с порога школы во взрослую жизнь вышли 23 выпускника, которые получили среднее образование.
И опять ученики занимались в две смены, классных комнат не хватало, уроки проходили также в одноэтажных зданиях барачного типа по улице Бастионной и в здании вечерней школы. И Александр Петрович Фролов добивается строительства еще одного корпуса для школы.
В 1972 году было построено новое четырехэтажное здание школы с большим спортзалом и просторной светлой столовой. Силами учителей были оформлены предметные кабинеты. Большую помощь в обустройстве кабинетов осуществили шефы – ш/у «Волынское». Дети начали заниматься в одну смену. В это время в школе обучалось около 1800 учеников.
Благодаря Александру Петровичу Фролову наша начальная школа стала сначала семилетней, а потом и средней. Под его руководством построены два корпуса нашей школы. Он стал директором школы в 42 года и руководил ею 26 лет. В 1976 году Фролов А.П. ушел на пенсию, и директором школы становится Силенко Леонид Николаевич.
Силенко Леонид Николаевич – родился в с. Петропавловка 1 июня 1946 года. Офицер запаса, преподаватель военного дела, выпускник Шахтинского педагогического института по специальности филолог, учитель русского языка и литературы. С 1976 года по 1980 год - директор школы № 24 г. Тореза. Под его руководством был создан Зал Боевой Славы, школа стала базовой по военно-патриотическому воспитанию.
С 1980 года директором назначают Гринько Вячеслава Николаевича.
Гринько Вячеслав Николаевич родился в Полтавской области. Учитель музыки и истории СШ № 8. С 1980 года по 2006 год – директор школы №24. Награждён медалью «За трудовую доблесть». Под его руководством оборудован компьютерный класс, созданы музеи «Светлица» и «Зал боевой славы», начали работу секции Малой Академии наук, образовался танцевальный коллектив «Авангард». Он, как и А.П.Фролов, стал директором школы в 42 года и руководил ею 26 лет.
В 2006 году директором школы становится Гайдаманчук Елена Васильевна.
Гайдаманчук Елена Васильевна закончила СШ №1 города Тореза. Выпускница Таганрогского государственного педагогического института по специальности учитель русского языка и литературы. С 1996 года по 2006 год – заместитель директора по воспитательной работе. С 2006 года по 2014 год - директор школы №24.
В 2014 году у руля школы стала Гарматенко Марина Николаевна.
Гарматенко Марина Николаевна родилась в п. Рассыпное. Окончила Таганрогский педагогический институт по специальности учитель математики и физики. С 1992 года по 2014 год – заместитель директора по УВР. С 2014 года – директор МОУ «Школа № 24 г. Тореза». Под её руководством школа продолжает лучшие традиции своей истории.
Несколько педагогических династий посвятили свою жизнь обучению и воспитанию подрастающего поколения. К сожалению, не обо всех сейчас можно собрать информацию, уходят люди, стираются воспоминания. Но три педагогических династии продолжают дарить знания до сих пор.
Династия Фроловых:
Милинтина Никандровна и Александр Петрович. Их дочь Инна Александровна, сын Павел Александрович и невестка Александра Михайловна. Представители этой династии стояли у истоков создания нашей школы. Общий стаж их педагогической деятельности составляет более 138 лет.
Династия Сатункиных:
Мать Вера Семеновна и дочь Светлана Викторовна.
Сатункина В.С. - отличник народного образования, работала учителем русского языка и литературы 35 лет, передала свои знания и любовь к детям дочери Сатункиной С.В., которая продолжает дело своей матери. Их общий педагогический стаж - 69 лет. Сатункина Светлана Викторовна - учитель высшей категории, «старший учитель». Она вместе с учениками - победители муниципальных и республиканских конкурсов.
Династия Демур:
Михаил Васильевич и Надежда Трохимовна. Брат Сергей Васильевич, племянница Татьяна Николаевна и внучка Ольга Васильевна. Сейчас дело братьев Михаила Васильевича и Сергея Васильевича продолжают родная племянница Чуйкова Татьяна Николаевна - учитель высшей категории, «старший учитель» и внучка Исаева Ольга Васильевна – учитель-дефектолог. Общий стаж династии более 100 лет.